Банкротство без имущества: внесудебный порядок 04/06/2018

       На прошлой неделе Минэкономразвития выступило с очередной инициативой, затрагивающей процедуру личного банкротства. Новые изменения (которые в случае одобрения депутатов Думы будут внесены в закон) касаются тех неплательщиков, у которых отсутствует имущество, за счёт которого можно было бы частично или полностью рассчитаться с кредиторами. Предлагается установить для таких банкротов внесудебный порядок рассмотрения дела.

       Стоит отметить, что подобная идея (вариант альтернативному судебному разбирательству) обсуждалась не только в рамках доработки законопроекта об упрощенной процедуре банкротства физлиц, но и не раз выдвигалась арбитражными адвокатами, предоставляющими услуги в сфере защиты при банкротстве.

       Для граждан без имущества традиционное разбирательство в арбитраже предлагается заменить внесудебной процедурой с минимумом мероприятий, а также использовать опыт европейских стран, использующих сегодня как упрощенные процедуры несостоятельности, так и электронный документооборот.

       По замыслу авторов поправок, использоваться внесудебное рассмотрение дела о личном банкротстве должно в бесспорных ситуациях, когда имущества нет. Неплательщик должен не только не обладать подходящими для реализации активами, но и подать соответствующее заявление в электронном формате на специальном сайте.

       Решение о признании заявителя банкротом будет принимать уполномоченное лицо, с последующей публикацией в электронном и печатном издании.

       Полное освобождение от долгов будет происходить не сразу, а спустя год, который предоставляется для выявления злоупотреблений и факта сокрытия имущества неплательщиком.

       Если в течение года происходит какое–либо изменение материального положения или статуса должника, он обязан уведомить об этом лицо, принявшее решение о банкротстве в упрощенном порядке.

       Напомним, что ФЗ о личном банкротстве действует более двух лет, количество должников, прошедших процедуры несостоятельности и освободившиеся от бремени долгов, в десятки раз меньше тех, кто реально нуждается в этом, но по тем или иным причинам не может заявить о банкротстве.

       Поэтому на момент внесения предложения о введении внесудебного порядка признания банкротами лиц без имущества, несостоятельными были признаны около 59 000 граждан, а по оценкам экспертов в освобождении от долгов нуждаются более 700 000 человек.

       При этом в арбитражи подали заявления около 88 000 человек, которые в большинстве своем получили квалифицированную помощь арбитражных адвокатов, специализирующихся на представительстве в суде.

       Максимальный пик подачи заявлений в суд пришёлся не на момент вступления в действие закона, как предсказывали специалисты, а на первый квартал 2018 года.

       Если обратиться к официальной статистике, то должники, нуждающиеся в обращении в арбитраж с иском о личном банкротстве, только на треть состоят из клиентов банков и МФО. Как странно бы это не звучало, оставшиеся 23 – это неплательщики за коммунальные услуги. Соответственно на сегодняшний день потенциальные банкроты – это реально те люди, которым нечем платить по долгам. А значит, и не обладающие активами, за счет которых можно рассчитаться по долгам, и не имеющие денег для оплаты услуг представителя в суде и управляющего – лиц, без которых банкротство невозможно.

       На введение упрощенного внесудебного варианта банкротства для граждан без имущества настроены и судьи, которые отмечают, что в данном случае необходимо привлекать финансового омбудсмена.

       Чтобы урегулировать спорные моменты банкротства требуются не только коррективы, вносимые в нормативные акты, но и еще один важный документ – ПП Верховного Суда, посвященное вопросам банкротства физлиц, которое планируется к выпуску в этом году.

       Идею внесудебного банкротства лиц без имущества поддерживают не только арбитражные адвокаты и юристы, судьи и эксперты, но и РССОАУ, члены которого готовы уже сегодня разработать механизмы реализации замысла на основе имеющихся наработок.

       Однако, при условии принятия поправок, для удачной реализации идеи придётся много потрудиться, поскольку предстоит, к примеру, консолидировать и реструктурировать систему управления арбитражными управляющими и т.д.