Доходы арбитражных управляющих снизятся благодаря законопроекту? 16/05/2017

       В начале мая Правительство РФ представило для рассмотрения депутатам очередной проект закона, направленный на внесение корректив в ФЗ «О несостоятельности». Если он будет принят, то вознаграждение конкурсных управляющих, которое они получают при удовлетворении заявок кредиторов, за счет финансовых средств, вырученных от реализации предмета залога, будет снижено.
      В настоящее время существует определённый законодательством о банкротстве алгоритм расчёта вознаграждения, как и условия получения такового. Введение же нового порядка исчисления сумм, получаемых управленцем приведет к снижению величины вознаграждения, которое он получит после удовлетворения обеспеченных залогом запросов кредиторов.
      Представители СРО арбитражных управляющих уже усмотрели в подобном нововведении нарушение прав своих членов, пояснив, что установление вознаграждения не должно быть зависимым от залогового обеспечения требований кредиторов. Было оговорено и то, что сегодня арбитражных управляющих, которые балансируют на грани риска и доходности, итак не хватает для ведения дел банкротов средней и мелкой категории.
       Если еще учитывать статистику, когда имеет место погашение менее половины долга после проведения торгов (или реализации предмета залога иным образом), то управленец получает не более одного процента от его стоимости. Подобные суммы минимальны и порой риэлтор, занимающийся продажей аналогичного имущества (если речь идет о недвижимости) получает за оформление сделки больше, чем управляющий, ведущий долгую и сложную процедуру банкротства.
      Если же, например, в качестве залогового имущества выступает авто (автокредит), то вознаграждение специалиста составит около 1000 рублей, что при продолжительности несостоятельности как минимум пары – тройки месяцев сложно назвать доходом. Как показывает практика, сегодня невысока эффективность процедур банкротства. Примерно 65-70% кредиторов ничего не получают. Имущество реализуется редко с первых торгов. Обычно необходимы вторые и третьи торги, когда цена каждого лота снижается до 70%. Поэтому целесообразно внести поправки в положения п. 6 ст. 138 ФЗ «О несостоятельности».
      Необходимость поправок иного рода обусловлена и тем, что расходы на организацию торгов не редко превышают доход, полученный от продажи имущества неплательщика. Необходимо уменьшить приоритет подобных расходов, чтобы больше финансовых средств осталось в конкурсной массе.
      Кроме того, представители СРО арбитражных управляющих указали, что положения ст.2 законопроекта изначально противоречит важнейшему законодательному принципу:
новый закон не имеет обратной силы. А значит управленцы, вступившие в процедуру банкротства на старых основаниях, не могут получать вознаграждение по новым правилам.    
       Таким образом, проект закона уже встречен в штыки и требует пересмотра, особенно если учесть, что ведение дел в арбитражном суде также частично обязанность управленцев.