Из банкрота в предприниматели: новая инициатива правительства 13/07/2018

       Как известно, одним из неблагоприятных последствий личного банкротства выступает запрет на занятие предпринимательской деятельностью в течение определённого временного промежутка. Однако Правительство РФ намерено отказаться от данного ограничения, в связи с чем рекомендует законотворцам рассмотреть варианты, при которых снятие запрета на предпринимательскую деятельность будет допустимо.

       Подобная рекомендация выступает ответом на принятый в мае 2018 года (пока в первом чтении) проект закона, устанавливающий срок для отказа в регистрации в качестве ИП гражданам, признанным банкротами, в течение трех лет.

       Напомним, что сейчас данный запрет имеет пятилетний срок действия. Но, если обратиться к ФЗ «О госрегистрации», то аналогичный запрет действует один год. Поэтому налицо наличие противоречий, которые уже давно отметили арбитражные юристы, оказывающие услуги по защите от банкротства.

       При этом в отсутствие гармонии в положениях закона многие адвокаты, специализирующиеся на представительстве в суде, и даже сами судьи полагают, что запрет можно и отменить вообще. Поскольку сегодня имеется норма о недопустимости повторного банкротства, то все сопутствующие с этим риски минимизируются.
Кроме того, представители СРО АУ уверены, что банкротство – это стандартная ситуация, привычная для развитых стран. А если запрет не будет снят, то появится демотивация к занятию предпринимательской деятельности, что не является благом для экономики страны. Если же обратиться к зарубежному опыту, то там граждане, прошедшие несостоятельность, признаются осознанными инвесторами, к примеру, в венчурном бизнесе.

       Однако, пересматривая возможность наложения и снятия запрета на коммерческую деятельность, важно сохранить остальные ограничения и использовать разные подходы для добросовестных и злонамеренных банкротов.

       Наряду с запретом на занятие предпринимательством, считается необходимым пересмотреть и ограничения на занятия некоторых должностей, например, выступать банкроту в качестве арбитражного управляющего, но наряду с этим добавить блоки ограничений, например, наложить табу на занятие должности руководителя финансового учреждения.

       Важно, чтобы снятие запрета не только играло во благо должника, который смог бы продолжать коммерческую деятельность после несостоятельности, но и не ущемляло бы интересы кредиторов.

       В связи с этим можно было бы ввести процедуру снятия запрета в обмен на погашение долгов, полагают некоторые эксперты в сфере защиты от банкротства.
Бесспорно, можно использовать опыт европейских стран, которые также стараются гармонизировать правила списания банкротных долгов и предоставить возможность добросовестным предпринимателям, попавшим в сложную ситуацию, высвободить свой экономический потенциал и начать бизнес снова. Но при этом важно не забывать о «банкротном туризме», который стал порождением всех тех многочисленных процедур и сроков несостоятельности, которые предоставляют возможность неплательщикам найти наиболее благоприятную для освобождения от долгов страну.

       Отметим, что запрет на предпринимательство после банкротства в нашей стране имеет единую цель: защитить интересы кредиторов от злополучных бизнесменов. Но он не вполне оправдан, если учесть официальную статистику, подтверждающую, что шансы на успех нового бизнеса после банкротства предпринимателя (и гражданина соответственно) в несколько раз выше.

       Учитывая все эти тонкости и сложности, к вопросу о возможности снять запрет необходимо подойти максимально серьезно и ответственно.