Нечитаемый текст в кредитном договоре: ответственность МФО 18/11/2016

    Каждый знает, что главной «фишкой» микро-финансовых организаций, выдающих деньги по минимуму документов, на наиболее невыгодных условиях – это текст, который сможет без проблем прочитать только очень хорошо видящей человек. Аналогичный плохо читаемый текст, встречается и в рекламных блоках финансовых компаний.
     Теперь информация, об услугах МФО, предназначенная для размещения в блоке рекламы, должна быть напечатана хорошо читаемым текстом. При этом ответственность за непригодный для восприятия трудночитаемый текст, ложится не только на рекламодателя, но и на распространителя такой рекламы. Именно на этот факт указал 13 –й апелляционный Арбитраж в одном из своих постановлений.
      Поводом для обращения в 13 – й Арбитраж послужили следующие обстоятельства: от физического лица (который заблаговременно обратился к арбитражным адвокатам  г.Санкт - Петербурга) – клиента МФО, который усмотрел признаки нарушения рекламного законодательства в рекламе услуг МФО, было подано соответствующее заявление в ФАС.
      Начался конфликт между заявительницей и МФО из-за рекламного объявления, напечатанного в газете, о выдаче срочных микро – займов.  

Заявительница указала, что важная на ее взгляд и взгляд любого человека, намеревающегося взять кредит, была напечатана слишком мелким текстом, а значит, имела нечитаемый вид. Помимо малого шрифта особое возмущение вызвали неотчетливые темные буквы на белом фоне внизу объявления.
      В связи с этим, потребитель не имела возможности для полного ознакомления с содержанием объявления, а значит, не могла принять точного решения при выборе предлагаемого продукта МФО. Помимо хорошо читаемого текста заявительница жаловалась и на отсутствие наименования юридического лица - МФО. 
    Таким образом, реклама услуг микро - финансовой организации вводила в заблуждение всех вероятных клиентов относительно стоимости предоставляемых финансовых продуктов, что свидетельствует о недобросовестности кредитной организации.
    На основании поданной в Управление ФАС жалобы, было возбуждено дело по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, а издатели газеты, в которой было опубликовано рекламное объявление, были привлечены для дачи разъяснений. Было отмечено, что качество текста испортилось не по вине рекламодателя, а в связи с плохим результатом типографской печати. 
     В свою очередь рекламодатель – МФО также дала свои разъяснения: в типографию был направлен макет объявления в электронном формате, в котором текст не только был прекрасно распознаваем, но и соответствовал требованиям закона.
     Специалисты ФАС проанализировали текст объявления, договор на выдачу займа МФО, а также  и  ФЗ «О рекламе»,  и  пришли к выводу о том, что МФО является рекламодателем, а нарушение законодательства – не читаемость текста объявления,  произошло по вине типографии (производителя рекламы). Кроме того, представленный МФО макет рекламного объявления рассчитан на более крупный формат рекламного блока, но нарушение действующего законодательства РФ о рекламе явилось следствием действий обеих сторон. Придя к выводам, что ответственность несет как типография (рекламораспространитель), так и рекламодатель (МФО), управление ФАС привлекло к административной ответственности обе стороны (в соответствии с положениями ст. 14.3 КОАП РФ).
     МФО не согласилась с подобными выводами ФАС, и обратилась в арбитраж, не заручившись поддержкой квалифицированных и опытных арбитражных адвокатов, и получила отказ в удовлетворении заявленных исковых требований в суде первой инстанций.  В 13 апелляционном арбитраже поддержали решение суда и нижестоящей инстанции  в постановлении N 13АП-12387/2016 от 14.08.2015г.  Выводы судов актуальны и сегодня, поскольку микро – финансовые компании, занимающиеся выдачей займов населению по минимуму документов, продолжают печатать объявления с рекламой своих услуг с плохо читаемым текстом.