Новые поправки в закон «О банкротстве» испугали гигантов бизнеса. 30/09/2015

     В августе 2015 года предложены очередные поправки о внесении изменений в ФЗ «О несостоятельности», касающиеся банкротства стратегически важных предприятий.
     Министерство экономического развития является инициатором поправок, вносимых в указанный законопроект. Их главная цель – совершенствование процедур банкротства таких стратегических компаний, как «Роснефть», «Газпром», РЖД, КамАЗ, ВГТРК, телецентр «Останкино», «Мосфильм» и др. Всего в списке стратегов около одной тысячи масштабных предприятий.

     Напомним, что первоначально законопроект, вносящий поправки в ФЗ «О банкротстве» и в ФЗ «Об исполнительном производстве» в части вопросов по совершенствованию процедур, используемых при банкротстве стратегических предприятий, поступил на рассмотрение в Думу еще в феврале 2011 года. Но никак не мог продвинуться далее первого чтения. Однако на фоне экономически нестабильной ситуации, когда судьба стратегов как никогда раньше важна для России, поправки готовятся ко второму чтению. 

     Поскольку замечаний со стороны правительства еще не поступило (но исходя из сложности проекта, они должны быть), то назначения второго чтения еще не было.
При поступлении замечаний проект будет доработан.

     Стоит отметить, что процедуры банкротства в отношении стратегически важных компаний, включенных в указанный выше список, уже не раз были инициированы. Ярким тому примером служат судебные споры вокруг ФГУП «Завод «Сельмаш», НПО «Сибсельмаш» и пр. К счастью, в большинстве случаев, компании удавалось спасти.

     Новые поправки, позволяющие вводить финансовое оздоровление и внешнее управление, вопреки мнению кредиторов, в отношении стратегов, уже рассматриваются в качестве положений, ущемляющих права последних, поскольку поправки не предоставляют кредиторам каких-либо гарантий выполнения стратегами взятых на себя обязательств и не защищают их интересы. Именно по причине отсутствия эффективности двух важнейших процедур банкротства кредиторы могут не получить причитающиеся им деньги.

     Согласно поправкам, немного изменятся ключевые процедуры банкротства. Так, например, при финансовом оздоровлении компаний продолжит управлять менеджер, который сохраняет все полномочия. Одновременно с этим, все заявленные кредиторами требования подлежат «заморозке».

  При наступлении внешнего управления кредиторы на общем собрании избирают управляющего, который руководит деятельностью несостоятельного стратега.
Требования кредиторов могут быть удовлетворены на стадии конкурсного производства, в соответствии с очередностью, когда происходит продажа активов компании и ее последующая ликвидация.

     Каждая из стадий банкротства применяется как в зависимости от финансового состояния предприятия-стратега, так и других обстоятельств. Например, если у предприятия имеются временные финансовые сложности, но объем поступающих заказов позволяет ей, как восстановить платежеспособность, так и погасить задолженность, то, скорее всего, можно будет обойтись без конкурсного производства. И наоборот, если компания-стратег накопила существенные долги и не располагает возможностью погасить их, то эта стадия необходима. И более того, она является единственным возможным выходом из сложившейся ситуации. Если предположить, с учетом поправок, что кредиторы рискуют своими деньгами (в виде задолженности), то рационально сразу ввести конкурсное производство, минуя финансовое оздоровление и внешнее управление. Особенно если для их введения нет экономических предпосылок.

     Еще одной опасностью, которую таят в себе поправки, является безвозмездное изъятие в пользу государства стратегических компаний. Так, в соответствии с ними, профильное ведомство имеет право расторгнуть договор купли-продажи компании-стратега через арбитражный суд при условии доказательности не обеспечения покупателем целевого назначения единого производственно-технологического комплекса. 
     Таким образом, предприятие передается государству. При этом в новой редакции поправок отсутствуют условия о компенсации.