Перспективы упрощенного банкротства граждан

      В Минфине не первый месяц согласовывают очередной законопроект об упрощенном варианте личного банкротства. Арбитражные юристы и адвокаты, специализирующиеся на защите от банкротства также хотят принять участие в данном мероприятии и активно высказывают мнение в отношении упрощенной процедуры.

      Меняем условия

     Напомним, что в действующей редакции закона максимальный порог задолженности потенциального банкрота на «упрощенку» снизили до 700 000 рублей с первоначальных 900 000. Таким образом, лица, задолжавшие от 50 000 до 700 тысяч рублей, попадают под действие упрощенной процедуры. При этом ежемесячный доход неплательщика за последние полгода предшествующие банкротству не должен быть более 50 000 руб. И это также новшество. 
       Юристы же полагают, что многие граждане, действительно нуждающиеся в освобождении от долгов, но с меньшей суммой задолженности или с большими поступлениями финансовых средств окажутся «за боротом». Остальные критерии упрощенки остались теми же:
       1) Не больше 25% от суммы задолженности должно образоваться за последние полгода;
       2) В течение года не должны заключаться сделки, направленные на отчуждение имущества дороже 2 000 000 рублей, за исключением предмета залога с подачи банка и проводиться безвозмездные сделки по отчуждению активов неплательщика дороже 200 000 рублей;
       3) С момента использования упрощенного банкротства в предыдущий раз должно пройти не менее 10 лет, а также 5 лет и более с даты последней реструктуризации долгов;
       4) Сумма долга должна складываться не более чем из 10 кредиторов;
       5) У потенциального банкрота не должно быть непогашенной судимости (дела в сфере экономики).

       Проводим анализ
       Анализируя условия упрощенного варианта, арбитражные юристы пришли к выводу, что необходимо быть банкротом наполовину, поскольку не стоит забывать о денежных суммах управляющему. И это далеко не заявленные в законе 25 000 рублей. Соответственно целесообразно снизить и эту сумму, «входа» в банкротство для неплательщиков, как и другие издержки, сделав его действительно доступным. Изменения, вносимые в закон, должны быть направлены как на удешевление, так и на упрощение процедуры несостоятельности физлиц. 
       В настоящей редакции, несмотря на многочисленные правки, закон не работает так, как изначально задумывался. Являясь по сути, декларативным, он не может справиться с тем количеством должников, которые нуждаются в помощи. Разница видна, если сравнить число поданных исков и граждан, освободившихся от долгов и количество безнадежных кредитов.
       Однако делая процедуру более комфортной, доступной и легкой, законодатель с учетом всех пожеланий, должен помнить, что это не блажь, а жизненная необходимость.