Приказное производство и претензионный порядок – главные новинки этого лета 16/06/2016

          С 1 июня 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 02.03.16 №47-ФЗ, который внес ряд изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ. В частности, с указанной даты в АПК РФ вводится институт приказного производства. Это введение в арбитражный процесс ускоренной и упрощенной формы разбирательства – судебного приказа. Не смотря на распространённость и активное применение приказного производства в судах общей юрисдикции, для арбитражей это долгожданная новинка.
        Судебный приказ будет выдаваться, например, в случае, если требования вытекают из неисполнения или ненадлежащего исполнения договора и основаны на документах, подтверждающих обязательства, которые должник признает, но не исполняет, и сумма задолженности не превышает 400 тысяч рублей. Иной размер стоимости требований определён для обязательных платежей и санкций, которые необходимо взыскать с неплательщика в ускоренном порядке. Эта сумма составляет от 100 до 200 тысяч рублей. Разумеется, в процессуальных тонкостях арбитражных споров должны разбираться высококвалифицированные юристы.
        По новым правилам, установленным для споров, возникающих из гражданских правоотношений, иск можно будет подать только спустя 30 дней со дня отправления претензии стороне по делу, если иной срок и порядок не предусмотрен законом или договором. При этом претензионный порядок, по мнению специалистов, может усугубить положение кредиторов, для которых увеличивается срок неполучения оплаты по займу. Поэтому на этапе заключения соглашения стороны вправе самостоятельно снизить тридцатидневный срок. Однако предоставление сторонам достаточного срока для урегулирования конфликта на досудебной стадии, как с участием арбитражных юристов, так и самостоятельно, законодатель желает склонить бизнесменов к более широкому использованию претензионного урегулирования.
         Следует отметить, что прежняя редакция Арбитражно-Процессуального Кодекса не содержала нормы о приказном производстве и об обязательном соблюдения этапа подачи претензии и переговоров сторон. Однако, подача претензии активно практиковалась, и во многих ситуациях была оптимальным вариантом для обеих сторон.