Считаются ли предоставленными в ПФР отчеты с исправлениями? 05/12/2016

          Нередко, предоставляя отчетность в Пенсионный Фонд РФ, заявитель допускает ошибки или опечатки. Считаются ли такие отчеты предоставленными или нет, и какова их дальнейшая судьба разобрался Арбитражный Суд Западно – Сибирского округа.
           В своем решении судьи указали, что предоставленные с соблюдением установленных сроков отчеты считаются предоставленными бизнесменами даже при наличии в них ошибок. Соответственно начисление каких–либо штрафных санкций за отсутствие отчета, который не приняли именно из–за ошибки, также является неправомерным.
           Причиной для разбирательства в суде стал конфликт между Управлением ПФ г. Кемерово и юридическим лицом. УПФ обратилось в арбитраж с иском «О взыскании с организации штрафа в сумме 73 500 рублей». Основанием для штрафа стало предоставление в ПФ отчета с ошибками (по начисленным и уплаченным страховым взносам). Ошибки стали поводом для отказа в принятии отчета, направлении организации
Так называемого отрицательного протокола входного контроля.
Немного позднее страхователь попробовал представить повторный отчет с корректировками по каналам телекоммуникационной связи. Но он вновь не был принят ПФР. В этот раз причиной для отказа стало отсутствие отчета в базе данных в исходном формате.
          Следом за этим была проведена камеральная проверка в отношении организации – страховщика, по итогам которой составлен акт и принято решение о привлечении проверяемой компании к ответственности на основании положений ч.1 ст. 46 ФЗ «О страховых взносах».
          С подобным решением представители компании не согласились, и заручившись помощью квалифицированных арбитражных адвокатов выступили в суде.
Арбитражи двух инстанций, следуя положениям действующего законодательства РФ, в частности ФЗ № 212 в удовлетворении требований Управления ПФР отказали, исходя из того, что указанный закон (ст. 46) не предусматривает в качестве повода для привлечения к ответственности страховщика наличие ошибок в предоставленных им отчетов.
С мнением судов нижестоящих согласилась и вышестоящая инстанция – Арбитраж Западно-Сибирского округа, выразив свою позицию в постановлении N А27-9624/2015 от 5 февраля 2016 г.
       Арбитры кассации показали, что Управление должно было (на основании указаний с. 15 ФЗ № 212) направить компании подтверждение о принятии отчета, предоставленного в электронном формате. При этом отчет принимается даже при наличии ошибок и замечаний в отношении расчётов (а именно такие ошибки изначально были сделаны страховщиком), а если не принимается, то запись о регистрации отчета проставляется в соответствующем документе. Страховщику в случае непринятия отчета объясняются причины этого, и дается срок для их устранения. Подобные действия подробно перечислены в Административном регламенте предоставления ПФР услуг, которым обязаны пользоваться в своей работе сотрудники Управления.
         Что касается начисления штрафа и его оснований, в ст. 46 Закона N 212, то среди оснований для использования данной санкции отсутствует своевременное направление страховщиком отчета с ошибками в расчетах. Данное правоотношение не образует состава нарушения, которое пыталось вменить ответчику Управление ПФР. Таким образом, своевременное обращение за консультацией к специалистам, оказывающим услуги по представительству в арбитражных судах, помогло компании не только избежать штрафных санкций, но и частично оспорить действия сотрудников ПФР.