Алгоритм не действует: почему имущество должника не удается перевести в наличность? 15/05/2018

       Не смотря на многочисленные улучшения законодательства о личном банкротстве, некоторые механизмы, непосредственно связанные с правами кредиторов, до сих пор не действуют так, как предполагалось авторами законов. Особенно остро обстоит дело с реализацией имущества неплательщика. Например, в 2017 году ФССП по Свердловской области арестовали актив для последующей реализации на сумму более 2-х миллиардов рублей. Из них было реализовано имущества лишь на 149 миллионов рублей, что при кажущейся солидности составляет лишь малую часть того, что хотелось бы выручить от торгов.
       Кроме того, было передано кредиторам в натуральном виде имущества на 32 миллиона рублей, что вкупе с вышеуказанной суммой смогло удовлетворить интересы лишь малой части кредиторов. Все остальное имущество вернулось к неплательщикам после путешествия по складам и участия в различных аукционах. И подобная статистка, приведенная лишь по одной области, аналогична и в других субъектах Федерации, а сама ситуация повторяется ежегодно. Не меняется ситуация ни благодаря действию Соглашения, подписанному еще в 2015 году между ССП и Росимуществом, ни благодаря исправно выносимым судами решений. А значит, приставы продолжают налагать аресты на собственность должников, которая скорее всего никак не повлияет на удовлетворение требований кредиторов.
      Что в итоге получают кредиторы? Активы не реализуются, долги не списываются и их требования не удовлетворяются. В итоге не эффективно работает не только исполнительная система, но и положения законодательства о банкротстве. Назвать причины подобных несовершенств не в состоянии ни авторы законопроектов, ни представители ФССП, ни арбитражные юристы, специализирующиеся на защите от банкротства.
       Однако арбитражные адвокаты уверены, что слегка изменить ситуацию можно, если выставлять арестованное имущество на различных сайтах и досках объявлений, в комиссионках магазинах и прочих местах общего доступа (сейчас оно выставлено на сайте службы приставов и на сайте Росимущества).
       Кроме того, специалисты уверены, что в нынешней ситуации покупатель не может выбрать подходящий товар, поскольку товары выставляются без детализации и указания, к примеру, марки, производителя и прочих характеристик, ограничиваясь ценой и названием лота. Поэтому потенциальному покупателю определиться самостоятельно невозможно.  
        Конечно, можно попробовать связаться с реализатором имущества (обычно это организации, работающие по договору с Росимуществом) и узнать подробности. Но мало кто пойдет на эти лишние движения. При этом нет гарантии, что вам ответят представители реализатора или пригласят посмотреть на лот в натуральном виде. Но все это можно изменить, как на уровне закона (изменения должны вноситься в целый ряд нормативных актов), так и на местах, полагают адвокаты, специализирующиеся на защите от банкротства.
         Изменить следует и порядок продажи актива. Сегодня, если вам понравится лот или покупатель решит нанести визит на склад компании – реализатора и приобрести товар, сделать это без лишней волокиты также не получится. Первоначально необходимо обратиться в территориальное отделение «Росимущества» с заявлением о желании приобрести лот, приложив к нему копию паспорта. Заявление рассматривается в течение месяца,и только по его истечении, покупатель сможет наконец-то приобрести понравившийся товар. Мало кто согласится ждать, после совершения указанных выше действий.
        Еще одной причиной неэффективности механизма реализации имущества неплательщика считается постоянная переоценка активов, которые, пролежав на складе компании-реализатора подлежат уценке вплоть до 25% от первоначальной цены. Денежных средств, вырученных от реализации не единожды уценённых товаров, явно не хватит на расчёты с кредиторами. Специалисты уверены, чтобы изменить ситуацию, необходим кардинальный подход к изменению всей системы исполнительного производства (через реформы). Высказываются идеи и о создании службы частных приставов-исполнителей или о введении денежной мотивации для уже существующих работников системы. Предлагается также упростить сложные и многоступенчатые процедуры исполнительного производства, которые вместе с отсутствием заинтересованности приставов в успешной работе, делают данный этап мало результативным.