Кодекс административного судопроизводства

      Кодекс административного судопроизводства вступил в силу 15 сентября 2015 года и в настоящее время по нему только начинает формироваться единообразная правоприменительная практика.

      Введение данного кодекса преследовало своей целью систематизировать правила рассмотрения и разрешения отдельных категорий дел. Такими являются дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанных с судебным контролем над законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

      Кодекс административного судопроизводства не применяется при рассмотрении дел об административных правонарушениях и дел об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ; дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.

      Что же на практике это значит для простого обывателя? Это значит, то с 15 сентября 2015 года Суды осуществляют рассмотрение дел, связанных с оспариванием действий (бездействий) должностных лиц службы судебных приставов, городской инспекции безопасности дорожного движения и иных должностных лиц, рассмотрение заявлений о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости и иные категории дел.

      Общие положения данного кодекса сходны с положениями норм Гражданско-процессуального кодекса. Например, рассмотрение административного дела по существу заканчивается вынесением решения. Срок обжалования решения в апелляционном порядке по общему правилу составляет один месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме.

      Но имеются и отличия при рассмотрении в порядке кодекса административного судопроизводства, наиболее интересное нововведение данного федерального закона это требование к представителям иметь высшее юридическое образование и предоставить суду документы, подтверждающие это наряду с документами, подтверждающими полномочия представителя, так представителями в суде по административным делам могу выступать адвокаты, при этом адвокаты должны предоставить суду только документы, удостоверяющие статус адвоката. При подписании представителем документов, подаваемых в материалы административно дела, заверенные копии документов о высшем юридическом образовании необходимо приложить к подаваемому заявлению. Тем самым этот закон прямо предусматривает участие в рассмотрении административного дела профессиональных представителей.

      Кодекс административного судопроизводства вобрал в себя нормы Гражданско-процессуального кодекса РФ, утратили силу (главы 23—26.2) «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений» , глава 22.1 «Производство по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок», глава 35 «Госпитализация гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и психиатрическое освидетельствование в недобровольном порядке»; были внесены изменения в Налоговой кодекс, ФЗ «О средствах массовой информации», ФЗ «О прокуратуре РФ», ФЗ «Об исполнительном производстве» и т. д.

      Теперь с сентября 2015 года по правилам кодекса административного судопроизводства рассматриваются и разрешаются «популярные» у граждан категории дел. К примеру, акты о привлечении к административной ответственности в связи с нарушениями ПДД, выдачи судебных приказов о взыскании обязательных платежей и другие.

      К тому же с недавнего времени налог на недвижимость рассчитывается по кадастровой стоимости, а оспаривание кадастровой стоимости происходит по правилам КАСа. Можно предположить, что желающих уменьшить величину налога на недвижнимость будет достаточно и к данному закону будет проявляться ещё больший интерес, как и со стороны граждан, так и со стороны профессиональных юристов.