Собрание кредиторов. Советы для «первопроходцев».

        Недавно одному моему знакомому, начинающему юристу, довелось впервые побывать на таком интересном и актуальном на сегодняшний день мероприятии, как собрание кредиторов организации.
        Целью данного собрания, являлось решение ряда довольно стандартных вопросов, касающихся лучшего регулирования одной крупной компании, переживающей на данный момент свои не самые лучшие времена, находясь в процедуре банкротства.
        Для начала, предлагаю на секунду отвлечься и вспомнить, что вообще из себя представляет такое понятие, как банкротство юридического лица.
        Когда вы решаете открыть своё собственное дело, или же к примеру перекупаете некий бизнес, вы неизбежно сталкиваетесь с вопросом вливания денежных средств для дальнейшей раскрутки проекта и запуска его в работу. В связи с этим, вы берёте кредиты в банках, заключаете необходимые взаимовыгодные соглашения, договора на обслуживание, найм персонала и решение прочих необходимых вопросов.
       По прошествии времени, при не самом благополучном стечении обстоятельств, вы можете стать должником перед рядом кредитных организаций, персоналом, налоговой службой и т.д. Тогда, при условии неких задолженностей и определённого срока просрочки выплат, установленных Федеральным законом о несостоятельности, в отношении вашего бизнеса вводится процедура банкротства. В этом случае, управление вашей компанией фактически вручают в руки Арбитражного управляющего. Назначает данного управляющего, арбитражный суд, с целью постоянного профессионального надзора и регулирования банкротящегося бизнеса, для удовлетворения всех требований заинтересованных лиц. При этом, обязанности и роль управляющего постоянно меняются, в зависимости от стадии банкротства. Таким образом, начинать он может как временный управляющий если протекает «процедура наблюдения», внешнего управляющего, при процедуре «внешнего управления», и наконец конкурсного управляющего, на этапе «конкурсного производства» (открываемое с целью удовлетворения требований кредиторов, и ликвидации организации). Так или иначе, любая из стадий заслуживает отдельной статьи, так что не будем заострять на этом внимания, а остановимся непосредственно на собрании кредиторов.
         Подобные собрания, проводятся арбитражным управляющим с целью работы с лицами, в разной степени заинтересованными ходом данной процедуры. Право созыва данного собрания лежит на управляющем, однако если оно не было проведено в установленный срок, оно может быть созвано по инициативе кого-либо из участников. Арбитражный управляющий, обязан заранее оповестить всех о проведении собрания, подготовить ряд вопросов на повестку дня, озвучить их в «приглашении», а так же предоставить возможность заблаговременно ознакомиться со всеми материалами, необходимыми для формирования позиции по вопросам, которые будут затронуты. Так же, при регистрации, перед началом собрания участники вправе подать заявку о включении дополнительных вопросов на повестку дня, однако сделать это необходимо именно во время регистрации. Если у вас возникнет желание заявить дополнительный вопрос, непосредственно в ходе мероприятия, в вашей просьбе будет отказано в силу несоблюдения правил проведения собрания кредиторов. В случае если вы забыли это сделать, или же вопрос был сформулирован некорректно, вам придётся ждать следующего собрания, или же стать инициатором по созыву нового, что украдёт у вас много сил и времени. Потому, не стоит относиться к данному мероприятию как к формальности. Даже если это не первое собрание кредиторов, на котором вы присутствуете, как минимум рекомендуется ознакомиться с Постановлением Правительства Российской Федерации «Об общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов», как максимум проконсультироваться с юристом, имеющим практику в подобных вопросах. Конечно, это всё действительно необходимо, при условии если у вас есть право голоса на данном собрании.
      Вообще, согласно закону о банкротстве, правом голоса обладают – участники, являющиеся конкурсными кредиторами, а также другие уполномоченные органы, требования которых внесены в реестр требований кредиторов. Без права голоса остаются такие лица как: представитель должника, представитель органа по контролю, представитель работников банкротящейся организации, а так же представитель СРО, членом которой является арбитражный управляющий. Количество голосов распределяется между участниками, в зависимости от установленных судом, размеров их требований по отношению к должнику.
         Таким образом, со временем кредиторы могут, негласно поделиться между собой на несколько групп, с целью оказания максимально возможного влияния по решению тех или иных вопросов. Поэтому, большинство участников, как правило уже знают о возможном перечне вопросов собрания, приходя на которое заранее готовят свою позицию, согласованную со своими «дружественными» кредиторами. Однако все преследуют в первую очередь свои собственные цели/цели своих доверителей, потому, если у вас нет опыта и определённых знаний в этой сфере, лучше всё же обратиться за помощью к юристам, которые в случае непредвиденных, или форс-мажорных обстоятельств сумеют сориентироваться и добиться желаемого результата. Если же у вас нет такой возможности, или в силу стечения обстоятельств вы вынуждены лично присутствовать на данном мероприятии, по ряду спорных или непонятных для вас вопросов лучше воздержаться, или же связаться с кем-то кто сможет вас сориентировать в спорном вопросе. Во всяком случае нужно понимать: искать совета у Арбитражного управляющего, или же незнакомого вам лично представителя, точно не лучший вариант в возникшей спорной ситуации. Вас могут запутать или же вовсе навязать свою позицию, что по итогам собрания может привести к необратимым последствиям. Как раз в такую ситуацию и попал мой знакомый, столкнувшись со следующим проявлением недобросовестного поведения, со стороны Арбитражного управляющего:
           - Явившись на собрание кредиторов по указанному адресу и успешно пройдя процедуру регистрации, выяснилось, что одна из сторон подала заявку на включение дополнительного вопроса, целью которого было избрание нового Арбитражного управляющего. Участники имели право выдвинуть свою кандидатуру, или же утвердить одну из предложенных оппонентами. Однако управляющий предоставил типовые бланки для голосования, на которых не был прописан вопрос, а так же банально отсутствовало место для корректного заполнения бюллетени. На ней была лишь одна строка для формулировки вопроса и стандартная табличка «за, против, воздержался». Одна из «дружественных сторон» пыталась уточнить данный момент у управляющего, в ответ получив расплывчатый ответ, с предложением вернуться к вопросу кандидатуры, на следующем собрании.
         Таким образом, мой коллега растерялся и не выполнил поставленную задачу в полной мере, просто проголосовав за смену Арбитражного управляющего, не выдвинув необходимой кандидатуры. Конечно этого всего можно было избежать, попытайся он получить более внятный ответ, или же своевременно обратившись за советом к более опытным коллегам. Однако сложилось всё именно так, создав за собой волну из неприятных последствий, разрешить которые удалось, но лишь применив находчивость и профессиональный опыт «старших товарищей», потратив при этом уйму средств и времени.
           В заключении, хотелось бы дать совет читателю данной статьи. Если вам только предстоит знакомство с таким понятием как «собрание кредиторов», потратьте хотя бы пару часов своего драгоценного времени на подготовку. Ознакомьтесь с материалами которые предоставил арбитражный управляющий, прочтите ряд статей и законов на тему собрания кредиторов, узнайте всё необходимое о месте проведения, участниках, вопросах которые планируют вынести на обсуждение. Не стесняйтесь задавать вопросы Арбитражному управляющему, он обязан чётко и доступно объяснить все интересующие вас вопросы, имеющие отношение к собранию. Всё это, в купе с ясным умом и трезвым рассудком, не даст вам «упасть в грязь лицом», и обеспечит как минимум личную победу, а быть может, даже сыграет ключевую роль в дальнейшем развитии событий жизни вашей организации.