Упрощенная процедура банкротства

            Закон о несостоятельности, помимо обычно применяемой к должнику процедуры банкротства, предусматривает также возможность введения упрощенной процедуры. Для участвующих в деле лиц такая процедура, как правило, ничего не упрощает, а название свое берет из того, что упрощается ее законодательное урегулирование.
           Такая процедура представляет из себя введение в отношении должника сразу процедуры конкурсного производства (минуя наблюдение) и невозможность применения в отношении должника реабилитационных процедур. Фактически, на этом различия и заканчиваются.
          Теоретически, данная процедура должна была отвечать скорее интересам кредиторов за счет сокращения сроков и стоимости процедуры. В действительности же она несет пользу исключительно должнику. Разберемся почему.
           Упрощенная процедура вводится в двух случаях: в отношении отсутствующего должника и в отношении ликвидируемого должника. Отсутствующий должник – тот, который во-первых не находится по юридическому адресу и, во-вторых, у которого в течение последнего года отсутствовали движения средств по расчетным счетам. Любому нормальному кредитору банкротство такого должника очевидно невыгодно. Какие-никакие расходы он понесет в любом случае, а денег, разумеется, не увидит (еще бы – должник уже более года назад все деньги со счетов вывел).
           Остается должник ликвидируемый – тот, в отношении которого ЕГРЮЛ содержит запись о хотя-бы начале процедуры добровольной ликвидации. Варианта, при котором такая процедура инициируется независимым кредитором не существует. Либо за кредитором стоит сам должник, либо должник представляет из себя «пустышку», и кредитор тут может рассчитывать на то же, что мы описали применительно к отсутствующему должнику.
           Должник всегда контролирует начало процедуры своей ликвидации (вариант с подделкой протокола мы не рассматриваем). Поэтому либо «свой» кредитор подаст заявление в нужный момент – когда процесс ликвидации начат, либо «чужой» кредитор подаст заявление без ликвидационной процедуры и в отношении должника будет введена процедура «обычная», то есть наблюдение.
            Итак, мы разобрались с тем, что только должник может инициировать упрощенное банкротство эффективно. Разберемся с вопросом зачем должнику возбуждать упрощенную процедуру банкротства.
Любой процедурой банкротства руководят три силы: суд, управляющий, кредиторы.
           Контроль хотя бы над одной из этих сил (конечно кроме суда, поскольку суд в России не контролирует никто, порой даже само государство) значительно приближает контролирующее ее лицо к достижению своих целей. И тут надо иметь ввиду, что последние тенденции правоприменения позволяют достаточно эффективно противостоять установлению требований кредиторов, аффилированных с должником. Поэтому часто для должника единственным способом влиять на процедуру своего банкротства является контроль над арбитражным управляющим.
          В «обычной» процедуре суд на основании первого поступившего в суд заявления о банкротстве должника вводит процедуру наблюдения и утверждает временным управляющим ту кандидатуру, которую указал инициатор дела. Через 5-7 месяцев этот управляющий проведет собрание кредиторов на котором уже все кредиторы, голосуя размером своих требований к банкроту, выберут и следующую процедуру и следующего управляющего. То есть, наиболее популярный сценарий будет выглядеть так. Должник через «своего» кредитора инициирует процедуру наблюдения (на этом этапе против этого кредитора обычно никто не сражается) и ставит «своего» временного управляющего. В ходе наблюдения контроль за реестром (и большинство голосов) уходит к банкам и конкурсного управляющего выберут уже они. Контроль за ходом процедуры должник утратил.
            Введение же упрощенной процедуры меняет этот сценарий кардинально. Должник через «своего» кредитора инициирует процедуру конкурсного производства и ставит «своего» конкурсного управляющего. Ни через 5, ни через 7 месяцев кредиторы не получат возможности выбрать иную процедуру, а значит не получат и возможности выбрать другого управляющего (опять таки, мы не рассматриваем ситуации, когда ранее утвержденный управляющий по, как правило независящим от него причинам, перестает принимать участие в деле).